Перейти к контенту

Социально-психологическая служба

Как уберечь детей от вредных привычек

Алкоголь, наркотики- это реальность в которой живут наши дети. Изолировать их от этой реальности, взять и запретить им гулять в неположенных местах, посещать в вечернее время кафе, общаться с теми, кто нам совсем не нравится мы не можем. Как же уберечь своего ребёнка от этого зла?
Почаще вспоминайте о том, что вы тоже были детьми, т.е научитесь видеть мир их глазами. Общайтесь
с ним, не отталкивайте его, ссылаясь на свою занятость. Говорите о себе, тогда и ребёнок будет проще говорить о себе.
Не говорите «нет» в категоричной форме. Присмотритесь к друзьям своего ребёнка, проявляйте к ним интерес, стремитесь, чтобы ребёнок стремился познакомить вас со своими друзьями.
-Разделяйте проблемы ребёнка и оказывайте ему помощь и поддержку.
-Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их. Если  у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему. Помогите сделать правильный выбор между кратким мигом удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.
-Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребёнка
Предлагаю родителям анкету, которая поможет им понять, можно ли считать их отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить, чтобы избежать беды.
Допустимые ответы: «да», нет»,»отчасти»,»иногда»
За каждое «да»-2 балла
«отчасти», »иногда»-1 балл
«нет»-0 баллов
1.Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли с вами дети «по душам»,советуются ли по личным вопросам?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6.Проверяете ли вы ,как они готовят домашние задания по предметам?
7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.Участвуют ли ваши дети в подготовке семейных праздников ?
9.Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских праздниках»,или предпочитают проводить их без взрослых?
10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы ?
11.Обсуждаются  ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы
12.Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13.Совершаете ли вы с детьми совместные прогулки, ходите ли в туристические походы?
14.Стремитесь ли проводить отпуск вместе с детьми?
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.
Уважаемые родители!
Мы предоставили вам информацию, которую, надеемся вы обсудите  со своими детьми.
И помните, что близкие, тёплые доверительные отношения между родителями и детьми- лучшая защита от наркотиков.
И самое главное правило- старайтесь быть для ребёнка образцом для подражания.

Как мы взрослые учим детей лгать

Кто из нас родителей не наставлял своего ребёнка, казалось бы совсем невинными до простоты наставлениям: «Ты же смотри, если тебя спросят на уроке, скажи ,что ты болел, плохо себя чувствовал» В следующий раз ребёнок сам ,уже самостоятельно, будет знать что говорить в таких случаях. Или такая ситуация: « Где дневник?»-спрашивают родители своего как они считают непутёвого сына.-« А он на проверке у классного «,- не моргнув глазом, отвечает ребёнок. В следующей ситуации он станет говорить  о том ,что портфель оставил в школьном спортзале. Детская ложь здесь вторична перед страхом наказания, который и побуждает детей заняться мифотворчеством .Дети чаще всего говорят неправду, когда остро ощущают задержку в удовлетворении своих желаний, неосознаваемых влечений. Ребёнок может быть неискренним с родителями в силу гиперопеки. Постоянный контроль  с унизительным взрослым недоверием приводит многих детей к психологической защите-детской лжи: я говорю так, чтобы от меня отстали. Помните уважаемые родители и то, что в семейном общении культура отношений определяется прежде всего доверием. Это мы ,взрослые люди извратили логику общения, полагая: доверяй ,но проверяй. И незачем топать ногами, возмущаться о том ,что «мы родители ,тебе так доверяли, а ты…».Это всё равно, что казнить себя за сделанное кому-то добро, не дождавшись ответной благодарности. Не устраивайте  своим детям бесчисленные  проверки-ловушки: «Где был ?Я звонила ,а тебя там не было и т. п.Вся эта гамма контроля и порождает изощрённую ложь детей.
Измените тон разговора со своим ребёнком, прямое внушение замените на косвенное. Вместо: «Как ты доберёшься домой?» попробуйте:»Я беспокоюсь о тебе, и мне хотелось бы знать, что ты доберёшься домой в полной безопасности.»Переведите ситуацию  в юмористическую  плоскость ,как только появится точка соприкосновения, ребёнок сам осознает, что обманывать нехорошо, да и просто невыгодно.

Страхи у детей

Если говорить о  страхах большинство  их у детей  носят временный характер,  так как обусловлены  возрастными особенностями и если правильно к ним относится, понимать их причины, чаще всего бесследно проходят. Если же они болезненны, долго  не проходят, это служит признаком неблагополучия, нервной   ослабленности  ребёнка. Часто приходится слышать как мама говорит ребёнку «Не подходи- упадёшь , «Не трогай- там Бабай  укусит» и т. д . тем самым непроизвольно «заражают»его страхом, настойчиво указывая  на наличие опасности . Это так называемые внушенные страхи. Помните ,уважаемые родители разговоры при ребёнке о смерти, несчастьях и болезнях помимо их воли фиксируютс я в его психике .Конечно гарантировать безопасность никто никому не может, и  ребенка  нельзя  исключить из реальности ,но это не снимает с нас взрослых ответственность за возбуждение в нём страха, который из-за незрелости ослабляет нервную систему и здоровье. Поэтому  разрешите ребёнку бояться, но следите, чтобы он не превратил свой  страх  в средство манипуляции. Если ребёнок  боится неправильного какого-либо действия, то можно предложить ребёнку:»Давай будем бояться и делать»Но ни в коем случае не толкайте ребёнка к тому, что его пугает, думая что так он преодолеет страх. Если у ребёнка страх из его памяти  или воображения постройте с ним  безопасное пространство, где он будет точно неуязвим(домик для страха, клетка для чудовища и т.п.)Иногда для того ,чтобы ребёнок не боялся достаточно предложить ему интересное дело, поиграть с ним в подвижные игры, т.е.уделить  ребёнку внимание.

Статья в газету «Гиперактивные дети»

Часто приходится слышать от родителей:
-А, что я могу сделать, если мой ребёнок гиперактивный? А сделать можно и очень многое. Конечно, проблема есть, ведь психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться в обществе, усваивать школьную программу. По сути, ребёнок становится заложником своего поведения, своих проблем и ему не справится с ними без помощи окружающих взрослых. Родители должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребёнка неэффективны. Эмоциональный фон общения с ними должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как эти дети быстро становятся манипуляторами. Гиперактивным детям нельзя давать сразу несколько поручений, он просто не запомнит всё. Система ограничений и запретов должна быть чёткой и её следует неукоснительно выполнять, а количество запретов нужно свести к минимуму. Хочу обратить внимание родителей на речь при обращении с гиперактивным ребёнком. Наиболее эффективно предлагать ребёнку позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать  «можно побегать на улице», чем  «прекрати беготню». Было бы замечательно неконтролируемую энергию ребёнка направить в «мирное русло», чтобы ребёнок смог услышать взрослого и включиться в  новую деятельность, нужно дать ему время на подготовку. Гиперактивных детей необходимо приучать к чёткому распорядку дня и изменять его нежелательно даже в самых исключительных случаях. При выполнении домашнего задания будьте рядом со своим ребёнком, поглаживая его, комментируя его действия ровным тоном голоса. Главное сохранить спокойствие и помнить, что в основе  гиперактивности лежат нарушения,  в которых ребёнок не виноват. От вас уважаемые родители требуется терпение и участие, только тогда гиперактивный ребёнок сможет адаптироваться в обществе социально и психологически и быть успешным.
  

Педагог-психолог МБОУ Калининская СОШ №1
Бекишева С.А.

Советы социального педагога родителям

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не  стремитесь переносить на него собственные интересы и увлечения.
7. Развивайте в своих детях следующие качества:
-уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
-понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Адаптация ребенка к школе

О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос мы и попросили ответить родителей первоклассников во время одной из встреч. Вот типичные ответы: «Новый коллектив», «Новые занятия, учительница», «Новые обязанности», «Много новых впечатлений». И лишь одна мама написала: «Большие нагрузки». Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль — ученик — со своими плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа — это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.

Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения - очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а черездолгих 35 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

К слову, с началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной.
Хорошо еще, если нет дополнительных трудностей, но - увы! - они не столь уж редки. Поэтому правильнее всех оценила начало обучения та мама, которая написала в ответе на наш вопрос: «Большие нагрузки». Большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, функциональные и физические), за которые организм ребенка платит порой самой высокой ценой - здоровьем. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это.
Вообще-то первый год в школе - это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.

Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. (Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией). Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и их цену.

Таким образом, можно сказать, что основнымипоказателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Памятка для родителей

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Анкета для родителей по выявлению уровня

АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна ?

Секреты добрых отношений:

Пробуждение ребенка.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".
Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.
Можно включить погромче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Выход в школу.
Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".  
Возвращение из школы.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Что получил? И т.д.
Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").
"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.
Пора спать.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.   
Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Наверх
Назад к содержимому