Перейти к контенту

Школа молодого педагога

Сведения об образовательной организации > Образование > Методкабинет


Легко ли быть молодым учителем...

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.


План работы Школы молодого педагога на 2014-2015 учебный год

Цель: помочь профессиональному становлению молодого педагога.

Задачи:

дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-¬воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.

План работы:

Месяц

Планирование и организация работы по предмету

Работа со школьной документацией

Контроль за деятельностью молодых педагогов

Сентябрь

Изучение рабочих программ, методических пособий, УМК, положения.

Составление технологической карты  урока.
Выбор методической темы, темы самообразования.
Учебный семинар для молодых педагогов.

Отв.: руководитель ШМП  Малахевич Т. В.

Практическое занятие
«Как вести классный журнал»
Работа со школьной документацией.

Отв.: Киндыч Н. К.,  заместитель директора по УВР.

Проверка оформления классного журнала.
Отв.: Киндыч Н. К.. заместитель директора по УВР.

Октябрь

Современный урок и его анализ.
Формирование УУД.

Отв.: Малахевич Т. В.., заместитель директора по НМР

Психолого-педагогический семинар «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления».

Отв.: Бекишева С. А. психолог школы.

Практическое занятие «Как работать с тетрадями, дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей  учащихся».

Отв.: Шуликова Т. В., заместитель директора по ВР.

Посещение уроков.

Проверка тетрадей, дневников учащихся.

Отв.: Малахевич Т. В.., руководитель ШМП,
Шуликова Т. В., заместитель директора по ВР.

Ноябрь

Формы и методы работы на уроке.
Система опроса учащихся.

Отв.: Малахевич Т. В., руководитель ШМП.

Собеседование по итогам 1 четверти.

Отв.: Малахевич Т. В., Киндыч  Н. К. заместители директора по УВР

Проверка выполнения программы.

Отв.: Малахевич Т. В., заместитель директора по НМР, педагоги-наставники.

Декабрь

Самоанализ урока.
Организация индивидуальной работы с учащимися.
Семинар «Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся»

Отв.: Малахевич Т. В., руководитель ШМП,
Педагоги-наставники

Психолого-педагогический семинар «Развитие коммуникативных  функций педагога».

Отв.: Бекишева С. А.. психолог школы.

Нормы оценок. Критерии выставления оценок по итогам успеваемости.

Отв.: Малахевич Т. В., заместитель директора по УВР

Проверка поурочных планов.
Проверка оформления классного журнала.
Проверка выполнения программы.

Отв.: Малахевич Т. В., Киндыч Н. К. заместители директора по УВР

Январь

Методы активизации познавательной  деятельности учащихся.

Отв.: Малахевич Т. В., руководитель ШМП,
Педагоги-наставники

Самообразование педагога.

 

Февраль

Инновационные процессы в обучении.

Отв.: Малахевич Т. В.  заместитель директора по УВР

Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

Отв.: Малахевич Т. В., заместитель директора по НМР.

Проверка  выполнения программы.

Отв.: Малахевич Т. В., заместитель директора по НМР.

Март

Организация повторения.
Подготовка к  контрольным работам.

Отв.: Киндыч Н. К., заместитель директора по УВР,
педагоги-наставники.

Психолого-педагогический семинар «Профилактика эмоционального «выгорания» учителя».

Отв.: Бекишева С. А. психолог школы.

Мероприятия в рамках Фестиваля достижений молодых  педагогов.

Отв.: Малахевич Т. В. руководитель ШМП.

Посещение уроков.

Отв.: Малахевич Т. В., Киндыч Н. К.. заместители директора по УВР педагоги-наставники

Апрель

Организация проверки ЗУН учащихся.

Отв.: Киндыч Н. К., заместитель директора по УР.

Итоговые тренинговые занятия с психологом.

Отв.: Бекишева С. А.. психолог школы.

Оформление документации.

Отв.: Малахевич Т. В., руководитель ШМП, Киндыч Н. К., заместитель директора по УВР.

Справка

Май

Подведение итогов работы "Школы молодого учителя", семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя.

Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё»

Отв.: Малахевич Т. В., Киндыч Н. К.. заместители директора по УВР, педагоги-наставники, Бекишева С. А. психолог школы.

Составление отчета.
Написание самоанализа деятельности за год.

Отв.: педагоги-наставники

Собеседование по итогам  года (успеваемость, качество знаний, выполнение программы)

Отв.: Малахевич Т. В., Киндыч Н. К. заместители директора по УВР, педагоги-наставники, Бекишева С. А. психолог школы.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
«Стародубская средняя общеобразовательная школа №1»


Состав Школы молодого педагога
2016-2017 уч.г.

Молодые специалисты

Наставники

Улезко Денис Сергеевич - учитель физической культуры

Богатырев Игорь Михайлович - учитель физической культуры

Лебедева Мария Константиновна - учитель русского языка и литературы

Лобко Наталья Михайловна - учитель русского языка и литературы

Коваленко Татьяна Викторовна - учитель математики и физики

Садовая Ольга Михайловна - учитель математики
Дюбо Наталья Евгеньевна – учитель физики


Памятка для молодого учителя

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2.
Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3.
Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.
Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.
Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.
Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.
Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.
Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.
Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.
При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.


Рекомендации молодому учителю

•  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
•  Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
•  Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
•  Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
•  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
•  Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
•  Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
•  Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
•  Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
•  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
•  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
•  Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
•  Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
•  Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
•  Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
•  Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
•  В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
•  Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
•  Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
•  Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.


Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2.
Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3.
Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4.
Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5.
Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

6.
Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7.
Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8.
Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.

9.
Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Наверх
Назад к содержимому