Перейти к контенту

Профориентация

ДИАГНОСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Среди свойств, составляющих сущность само­стоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.


Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.


Способность к самоутверждению

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правиль­но сделать выбор.

2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.

3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.

4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.

6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важ­ное задание, я все тщательно анализирую.

7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.

8. Усердие — это основная моя черта.

9. Меня привлекает ответственная работа.

10. Мои друзья считают меня волевым челове­ком.

11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.

12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.

13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.

14. Я стремлюсь к самоутверждению.

15. Я всегда стараюсь внести в свою работу эле­менты творчества.

16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.

17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

18. Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.

19. Неудачи меня не пугают.

20. Я твердо стремлюсь добиться своего.

21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.

22. Когда представляется возможность, я охот­но высказываю свою точку зрения.

23. Когда у меня есть время, я люблю разгады­вать кроссворды.

24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Лист ответов


Требования к выполнению теста. Ответ на каж­дый вопрос в виде знака «+» или «-» следует впи­сать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.


Анализ результатов. Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток об­ладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если ре­зультат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это сви­детельствует о среднем уровне способности к са­моутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к ко­торой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне са­моутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.

Наверх
Назад к содержимому